Установка опор ЛЭП – методы и средства монтажа

08:04 | 18.04.2022

Установка опор ЛЭП – методы и средства монтажа

Опоры линий электропередачи – это стойки с металлическими траверсами для крепления кабелей, а также подкосами, функцией которых является восприятие и перераспределение нагрузок от веса и натяжения проводников. Основные этапы установки опор при прокладке линий воздушных электропередач включают:

  • транспортировку стоек по трассе к точкам монтажа;
  • организация монтажных зон, отмеченных в технологической карте и монтажной схеме;
  • установка стоек, которые выполняют на линии электропередач функции угловых, концевых и др. опор.

Установка опор ЛЭП является одним из самых ответственных этапов прокладки воздушных линий электропередач. Проведение монтажа требует использования грузоподъемной техники, наличие у исполнителей соответствующих допусков и знания отраслевых нормативов безопасности. Ответственный производитель работ должен обладать опытом установки крупногабаритных конструкций, а также иметь квалификацию, позволяющую проводить расчеты схем приложения механических нагрузок к конструктивным элементам опор для осуществления их безопасного подъема.

Все работы по монтажу опор ВЛ электропередачи выполняются исключительно по наряду-допуску с указанием характеристик используемого такелажного оборудования. В нем также указывается перечень функций монтажников, такелажников и машинистов грузоподъемной спецтехники. В случае необходимости проведения монтажа вблизи действующих ЛЭП, предусматривается их отключение и проведение заземления. Факт осуществления таких работ заносится в наряд-допуск. Установка опор линий электропередачи сопровождается маркировкой каждого объекта в соответствии со монтажной схемой и согласно требованиям ГОСТ Р 58018-2017.

Методы монтажа

Способы установки стоек ВЛ электропередачи определяется, как конструкцией самих опор, методом крепления к основанию (на фундамент, в котлован), так и условиями эксплуатации или особенностями рельефа. Анкерно-угловые и промежуточные опоры ВЛ 35-110 кВ устанавливают в соответствии с разработанными технологическими картами, в которых указываются:

  • последовательность и методы проведения монтажа;
  • используемый в работе такелаж и дополнительные приспособления;
  • схемы подъема опор;
  • расстановка машин и механизмов.

Для опор ЛЭП до 10 кВ технологические карты не разрабатываются, так как их монтаж относительно прост и не требует проведения сложных расчетов.

При установке опор ВЛ применяются следующие методы.

Монтаж опорных стоек ЛЭП навешиванием

Монтаж ЛЭП

Если позволяют условия местности, для подъема и установки опоры ЛЭП используют традиционны способ «навешивания». Он предполагает осуществление подъема опоры из горизонтального в вертикальное положение с помощью грузоподъемной техники (бурокран, вертолет). Опорную стойку размещают так, чтобы центр масс конструкции располагался точно в середине подготовленного бетонного фундамента или выбранного котлована.
Деформационные нагрузки, действующие нижнюю часть опоры, в процессе подъема многократно возрастают и могут достигать максимальных показателей при наклоне конструкции на 45°. Поэтому для безопасного подъема опоры в нижней ее части устанавливаются дополнительные крепежные элементы – стяжки, распорки, раскосы. Поднятую в вертикальное положение опору выверяют – ее положение должно соответствовать проектному. После выверки ее окончательно закрепляют на фундаменте с помощью анкеров или зарывают в котлован с тщательным уплотнением каждого слоя глубиной не менее 40 см.

Монтаж по способу «падающей стрелы»

Метод используется для подъема собранной, расположенной горизонтально на земле опоры ЛЭП и установки конструкции в вертикальное положение на заранее подготовленный фундамент. Подъем осуществляется поворотом вокруг шарнирного узла монтажной стрелы, на которой закреплена с помощью такелажных приспособлений опора.
Монтаж опор ЛЭП с помощью технологии «падающей» стрелы позволяет проводить установку тяжелых, габаритных конструкций без применения грузоподъемных кранов. Простая и удобная схема подъема дает возможность быстро менять направление усилий на перемещаемую опору с помощью троса, закрепленного на спецтехнике. В процессе подъема стрела и опора меняются местами расположения. Опора понимается, а стрела из вертикального переходит в горизонтальное положение. Для регулирования скорости движения опоры в конце подъема в конструкции монтажной стрелы предусмотрен тяговый механизм (канатно-блоковый полиспаст).

Установка опор ЛЭП способом секционного наращивания

Монтаж ЛЭП наращиванием

Метод установки опор линий электропередачи, при котором на закрепленное в фундаменте основание наращивают снизу вверх дополнительные секции, широко используется для прокладки ЛЭП в условиях плотной городской застройки. Такой метод монтажа применяется для установки переходных стоек и опор большой высоты башенного типа, а также при невозможности использовать на местности спецтехнику или поднять конструкцию целиком.
Способ установки стоек ЛЭП наращиванием позволяет совмещать два вида работ - сборку и монтаж, а также:

  • осуществлять подъем опоры на ограниченной рабочей площадке;
  • использовать сравнительно легкий такелаж, грузоподъемность которого гораздо меньше общего веса монтируемой опоры;
  • не проводить усиление опоры, обладающей недостаточной жесткостью для установки ее в сборке.

Метод позволяет собирать нижнюю часть опоры в горизонтальном положении с последующим ее подъемом крановым механизмом и закреплении на фундамента или в котловане. Верхнюю часть опоры (одну или несколько секций) собирают вертикально, а затем осуществляют ее подъем краном или вертолетом.

Оборудование для установки опор ЛЭП

Монтаж воздушных линий электропередачи осуществляют с использованием современной грузоподъемной спецтехники, которая должна обеспечивать транспортировку опор на место установки, безопасное перемещение по площадке и вертикальный подъем конструкции на расчетную высоту. Если опора устанавливается в котлован, используются буровые машины и др. механизированные средства, обеспечивающие эффективность проведения монтажа. В числе спецтехники применяются:

  • бурильно-крановые машины - самоходные установки на автошасси, используются для подъема невысоких стоек из железобетона или дерева, подходящих для прокладки линий 10 кВ;
  • стреловые автокраны – применяются для монтажа опор большинства линий ЛЭП. Технические характеристики крана (вылет стрелы, грузоподъемность) должны обеспечивать осуществление подъема конструкции на всю высоту, а также удержание опоры в выверенном положении, пока не будут зафиксированы анкерные болты на бетонном фундаменте или утрамбован и засыпан котлован;
  • трактор – используется, если для подъема опоры выбран метод монтажной стрелы;
  • вертолет – применяется, если обычные средства механизации не могут обеспечить решение задачи подъема и установки опоры. Конструкция собирается на отдельной площадке, затем производится ее доставка в вертикальном положении вертолетом.

В некоторых случаях, если одно средство не может осуществить подъем опоры, в работе используют комбинацию грузоподъемных механизмов. Так, если необходимо поднять опору с массой больше, чем грузоподъемность крана или ее габарит превышает высоту крюка, подъем осуществляют совместной работой нескольких механизмов. Кран поднимает опору до уровня 45°, затем стрела работает в режиме торможения. Дальнейший подъем осуществляет трактор, используя метод падающей стрелы.

Популярное в блоге

История металла и металлообработки

История металла и металлообработки

Технология обработки металла на заре становления человечества…

Как происходит резка металла

Как происходит резка…

Чтобы сформировать из металла деталь проектных размеров или заготовку…

Как происходит изготовление сварных металлоконструкций

Как происходит изготовление…

Сварные металлоконструкции – это комплекс неразъемных деталей…

Требования к антикоррозийной защите металлоконструкций

Требования к антикоррозийной…

Широкая область применения и востребованность металлоконструкций…

Сфера применения нержавеющей полосы

Сфера применения нержавеющей…

Полоса нержавеющая – это прокатный профиль с цельным прямоугольным…

Обратная связь